- Фотопортретная идентификационная экспертиза
- ФОТОПОРТРЕТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА - в криминалистике вид идентификационной экспертизы, проводимой в целях идентификации человека по признакам внешности, в которой идентифицируемым объектом является конкретное физическое лицо, тождество которого устанавливается. Идентифицирующими объектами данной экспертизы могут быть геометрически точное (уменьшенное, в натуральную величину или увеличенное) изображение головы и лица идентифицируемого, скелет головы (череп) или его снимок. Ф.и.э. исследует чаще всего фотографические портреты (фотоснимки, кинокадры, голографические портретные изображения), а также рентгеновские снимки черепа. Требованию геометрической точной копии не удовлетворяют портреты, выполненные художниками, посмертные маски (слепки) и пластические реконструкции лица по черепу. Поэтому они не могут быть объектами экспертного отождествления человека по признакам внешности.
Ф.и.э. определяет, одно или разные лица изображены на 2-х и более фотоснимках, не изображен ли на фотопортретном снимке данный человек и не принадлежит ли череп умершего данному лицу (напр., без вести пропавшему). Эти задачи решаются экспертом при сравнении: а) опознавательных и иных портретных снимков трупа и фотографии без вести пропавшего лица; б) портретного фотоснимка разыскиваемого преступника и фотографии заподозренного лица (имеющейся в паспорте или др. документе, удостоверяющем личность, либо полученной от его родственников, знакомых или добытой оперативно-розыскным путем); в) портретных фотоснимков без вести пропавшего лица и скрывающегося преступника; г) портретных фотоснимков, имеющихся в нескольких документах, оформленных на разных лиц, когда возникает предположение, что эти документы поддельны и снабжены фотографиями одного и того же человека; д) портретных фотоснимков одного и того же заподозренного в преступлении, разыскиваемого или пропавшего без вести лица, полученных из разных источников, когда необходимо проверить, действительно ли на этих снимках изображен один и тот же человек; е) прижизненных рентгеновских снимков или фотопортрета пропавшего без вести и фотоснимка обнаруженного черепа неизвестного лица; ж) фотопортрета пропавшего без вести или разыскиваемого лица и рентгенограммы головы трупа, который невозможно опознать вследствие развития трупных явлений или обезображения лица.
В экспертном отождествлении человека используются лишь анатомические признаки, характеризующие строение головы и лица. Общими идентификационными признаками, используемыми в Ф.и.э., являются нормальные морфологические вариации черт лица, головы, а иногда и шеи, плеч, груди и конечностей (при исследовании фотоснимков человека в полный рост).
К частным анатомическим признакам внешности относятся различные особенности, касающиеся величины, формы, расположения анатомических аномалий (особых примет), таких, как рубцы, родимые пятна, бородавки, следы оспы и др. кожных заболеваний лица, пигментация, резкие анатомические диспропорции и др., а также особенности взаиморасположения антропометрических точек лица и размерные (линейные и угловые) соотношения между ними. Эксперты обычно используют 12-14 антропометрических точек лица в положении фас и профиль (точки, соответствующие внешним и внутренним углам глаз, губ, зрачки, кончик носа, точка переносицы и основания носа, точка прикрепления мочки уха и др.). При наличии качественных портретных фотоснимков или рентгеновских снимков черепа и соблюдении др. условий подготовки идентифицирующих объектов и сравнительных образцов эксперт имеет возможность по совокупности общих и частных признаков внешности дать категорическое заключение о том, одно или разные лица изображены на 2 и более портретных фотоснимках, принадлежит ли обнаруженный череп данному человеку.
Экспертное отождествление проводится, как правило, путем сравнения одномасштабных портретных фотоснимков, при изготовлении которых добиваются того, чтобы расстояние между одноименными антропометрическими точками на них были одинаковы (см.: Криминалистика. Под ред. проф. В.А. Образцова. - М., 1995).
Энциклопедия права. 2015.